Мост La Gartuja.



Мост La Gartuja построен через реку Guadalguivir з Севилье (Испания) для обеспечения проезда.

Универсальной выставке, проводимой по случаю 500-й годовщины открытия Америки. От инженероз Reiner Saul и Vicuela потребовалось много воображения, профессиональной квалификации и смелости при проектировании этого важного объекта. Проект должен был удовлетворять двум противоречивым требованиям. С одной стороны - необходимо было обеспечить пролет в свету 165 м, с другой - в целях обеспечения видимости нельзя было повышать уровень проезда по отношению к городской застройке, т.е. конструкция должно была иметь минимальную строительную высоту.

Кроме того, из эстетических соображений необходимо было обеспечить видимость окружающей территории, а также других мостов, построенных вдоль реки. Следовательно, конструкция моста должна была быть скромной и изящной.

С эстетической и технической точек зрения было выбрано самое простое конструктивное решение-асимметричная неразрезная балка с переменной высотой и центральным пролётом 170 м. Со стороны выставки пролет имеет длину 42,5 м, а ближайший к городу - 25,5 м. Над промежуточной опорой, со стороны большего бокового пролета, высота стенки балки составляет 6 м, но уже на расстоянии 30 м от нее высота стенки уменьшена до 3,5 м, а в середине центрального пролёта - 3 м, что составляет 1/56 от перекрываемого пролёта. Это самая низкая относительная высота, зарегистрированная в практике мирового мостостроения, и это делает рассматриваемый мост самым «тонким» в мире.

Это стало возможным за счет применения в конструкции относительно коротких боковых пролетов, установленных на анкерные опоры. Пролетные строения состоят из трапецеидальной коробки. Жесткость металлической балки с ортотропной плитой была увеличена благодаря ряду маленьких трапецеидальных коробок (стрингеров). Стрингеры опираются на поперечные балки, установленные с шагом 4,25 м. Перильные ограждения гармонично увязаны с конструкцией пролетного строения. Мост La Cartuja, построенный в 1989 г. за рекордно короткое время (10 месяцев), стал символом элегантности, простоты и гибкости. В настоящее время эксплуатируется достаточно большое количество мостов, построенных в период зарождения «новой» эры балочных конструкций. Некоторые из них не могут не вызывать чувства уважения к инженерной смелости. Примером тому может служить виадук Lethbridge (Канада), построенный в 1909 г.. Это один из самых длинных высокоуровневых мостов в мире.

В послевоенный период появилась возможность собирать пролётные строения из предварительно изготовленных на заводе сварных коробок, которым придавали прямоугольное или трапециевидное поперечное сечение. При необходимости коробки усиливались горизонтальными и вертикальными пластинами - рёбрами. Первыми послевоенными мостами больших пролётов этого типа были мосты Cologne-Deutz and Dusseldorf-Neuss (Германия), построенные на реке Рейн соответственно в 1948 и 1951 гг. Последний из указанных мостов имел неразрезное пролётное строение, выполненное по схеме 103 + 206 +103 м. Перекрытие 206-метрового пролёта сплошностенчатой балочной конструкцией было рекордным для того времени. Но уже в 1956 г. в городе Belgrade (Югославия) был построен мост с пролётом 261 м. Мост Cologne-Deutz с пролётами 132,184 и 121 х построен на опорах ранее существовавшего висячего моста. Из приведенной иллюстрации видно, как сплошностенчатые балочные конструкции могут не противоречить сложным архитектурным формам окружающей застройки.

Однако коробчатые мосты таили в себе ещё много тайн. Из-за недостаточной изученности конструкций подобного типа и несовершенной технологии их изготовления и монтажа, 2 июня 1970 г. при сооружении моста в гавани Milford произошла авария, унёсшая жизнь четырёх человек. Через три месяца аналогичная авария произошла на мосту через реку Yarra в Melbourne (Австралия), при которой погибли 35 человек.

Эти и другие аварии конструкций подобного типа потребовали тщательного изучения причин трагедий, которое привело к более чёткому пониманию напряжённого состояния пластин, из которых выполнена коробчатая балка, а также возможности хрупкого разрушения стали из-за неправильно разработанной технологии сварки.

В XIX столетии предпринимались попытки перекрытия больших пролётов простейшими балочными конструкциями. Это стало возможным за счёт введения в конструкцию дополнительных стержней, образующих вместе с исходной балочной конструкцией решётчатую систему. Примером тому может служить ферма, которую разработал инженер Fink, здесь на рисунке каждая треугольная система для лучшего понимания конструкции выделена самостоятельным тоном).

Добавить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent