Мосты с арками со сплошными стенками.
Для арочных систем этот пролет можно считать небольшим. Сечение арок принято в виде клепаного двутавра с полками из листа число которых меняется по длине арки в соответствии с изменением расчетных изгибающих моментов.
Между арками во всех узлах поставлены поперечные связи в виде сквозных фермочек и продольные связи, расположенные в уровне нижних поясов арок. Назначение этих связей - передача поперечной горизонтальной нагрузки, воспринимаемой арками, на опоры моста и обеспечение устойчивости арок от выпучивания.
Для восприятия ветровой нагрузки и обеспечения горизонтальной жесткости проезжей части в плоскости нижних поясов продольных балок установлены продольные связи. Поясами фермы связей служат специальные продольные прогоны, расположенные в плоскостях арок и называемые надарочными прогонами или ветровыми поясами.
Для передачи от продольных балок на арку тормозных усилий в середине пролета устроены тормозные связи обычной конструкции, применяемой в балочных мостах.
Надарочные стойки крестового поперечного сечения, составленного из четырех уголков, опираются нижними концами на арки, к которым они прикреплены с помощью трапецеидальных фасонок и коротких продольных уголков. Такое сопряжение стоек с арками является жестким и конструктивно осуществляется просто. Однако при этом возникают дополнительные напряжения в стойках от температурных деформаций пролетного строения. В результате изменения температуры арка и надарочный прогон удлиняются пропорционально своим длинам. Но арка зажата между опорами, и температурные перемещения ее узлов развиваются по вертикали. Надарочные прогоны, наоборот, удлиняются в направлении своей оси, т.е. по горизонтали. В результате верхние концы стоек смещаются относительно нижних концов тем больше, чем дальше стойка от замка. В стойках, ближайших к замку, температурные смещения наименьшие, но вследствие малой длины, и следовательно, большой жесткости этих стоек температурные напряжения в них могут быть очень велики. Можно освободить стойки от этих напряжений, устроив сопряжения стоек с арками и прогоном шарнирными.
Простейшая конструкция шарниров образуется прикреплением стоек листом, расположенным перпендикулярно плоскости арок и обладающим гибкостью в продольном направлении (листовой шарнир). Устраиваются и более сложные шарниры.
Дополнительные напряжения в жестко прикрепленных стойках возникают также от совместной работы арки и надарочного строения под вертикальной нагрузкой.
Выбор типа сопряжений с арками и прогонами (жесткое или шарнирное) производится зависимости от величины дополнительных напряжений, возникающих в стойках.
Расстояние между стойками надарочного строения определяется экономическими и архитектурными соображениями. Экономически целесообразное расстояние между стойками соответствует минимуму суммарного веса стоек и балок проезжей части. При пологих арках, а следовательно, коротких стойках расход металла на стойки относительно невелик, и расстояние между стойками может быть принято равным величине панели проезжей части, наивыгоднейшей с точки зрения ее веса.