Центр города Камбернолда.
Размер территории жилых зон зависит от рода деятельности населения. Комиссия Рейта предлагает среднюю норму заселенности — 40 гектаров на 1 О 000 жителей. В общем, новые города не нуждаются в территориях таких размеров: 100—150 гектаров
в одной или в нескольких зонах для города с населением от 60 000 до 80 000 жителей. Это представляет собой среднюю величину, которая соответствует довольно высокой плотности (чаще всего от 100 до 200 мест приложения труда на гектар).
Следует добавить, что зоны обслуживающих предприятий (площадью в несколько гектаров) объединяют различные мастерские и склады, а также кустарные производства: все зто чаще всего располагается в непосредственной близости от второстепенного центра. В Кроули небольшая зона такого рода площадью 7 гектаров расположена около главного городского центра, а вторая зона размером 12 гектаров находится вблизи вокзала Три-Бриджес; наконец, совершенно незначительные по размерам зоны, до одного гектара, размещаются позади магазинов второстепенного центра. В этом случае принимаются меры, для того чтобы избежать композиционной неорганизованности группы магазинов, мастерских и жилищ путем использования различных уровней, разнообразных строительных материалов и т. п.
В новых городах, разумеется, главным элементом являются жилые зоны, так как именно они определяют размещение всего остального. Территории жилых зон в соответствии
с рекомендациями Комиссии Рейта должны быть распланированы таким образом, чтобы обеспечить разнообразие и привлекательность городского ландшафта. Организация пространства исходит из принципа объединения смежных жилых единств с числом жителей от 5000 до 12 000 человек, располагающих своим культурно-бытовым обслуживанием (магазины, начальные школы, общественные центры, церкви и прочее). Эти жилые единства рассматриваются Комиссией Рейта как органическое целое, имеющее большое практическое значение. Подобные жилые единства не должны представлять собой замкнутую среду. Принцип планировки смежных жилых единств, разделенных широкими полосами зеленых насаждений, был принят повсеместно. Только один город — Камбернолд в Шотландии — отказался от такого решения. Первоначальным планом в Камбернолде предусматривался единый пространственный ансамбль жилого массива на 50 000 жителей. Но необходимость пересмотра плана в связи с увеличением населения до 70 000 жителей привела к тому, что все-таки пришлось вокруг первоначального жилого ядра предусмотреть еще четыре смежных жилых комплекса. В некоторых случаях (например, в Харлоу) смежные жилые единства с населением приблизительно 20 000 жителей группируются вокруг второстепенного центра и промежуточных пунктов снабжения, которые являются связующими звеньями между жилыми единствами и центром города. Впрочем, сами смежные жилые комплексы складываются из групп жилых домов, осуществленных в едином ансамбле одной и той же строительной организацией и образующих архитектурное и общественное единство. Для определения плотности жилой застройки новых городов приняты следующие показатели.
Новые города, исключая Камбернолд, имеют несколько большую плотность населения, чем это предусматривалось Комиссией Рейта. Интересно отметить, что разница, ощутимая на уровне смежных жилых единств, не принимается в расчет для города в целом (в пределах зеленого пояса). Даже в Камбернолде, где плотность населения на 18,5% выше первоначальных предложений, общее количество населения превышает на 40% рекомендованную цифру — 30 жителей на гектар. Следует добавить, что основное несовпадение с рекомендациями Комиссии Рейта объясняется значительным сокращением территории зеленого пояса.
Малая плотность заселения жилых массивов вытекает из британской традиции застройки индивидуальными домами. Дома квартирного типа составляют всего лишь 15% общего количества жилищ. В Камбернолде, где полагали число таких домов довести до 30 %, пришлось уменьшить зто соотношение ДО 20%.
Дорожная сеть была осуществлена в соответствии со схемой, представленной в докладе Рейта:
районная сеть дорог, соединяющая новый город с метрополией и всеми остальными частями района;
сеть главных радиальных и кольцевых дорог города;
промежуточная сеть дорог, обслуживающая смежные жилые единства;
сеть внутриквартальных проездов.