Изобретение прошлого.


Характерная черта средневекового мира - путешествие по загробным далям. Это была самая излюбленная форма путешествий того времени. Несомненно, чтобы предпринимать такие путешествия, помимо личного мужества воображения, нужна определенная сумма знаний, точнее воспоминаний. Иначе пребывать в потустороннем мире невозможно. Суть того мира, когда мы собираемся в будущую дорогу, состоит именно в прошлом. Загробный мир по определению - мир прошлого. Никто не видел там не родившихся младенцев. Зато тот мир полон призраков прошлого.

Но у человечества к тому времени не было прошлого. Средневековый человек в принципе не знал, что до него жили древние египтяне, древние греки и древние римляне. Но он нуждался в прошлом, как младенец нуждается в молоке матери. Без этого прошлого он не мог совершать путешествия в загробный мир, не было там других опознавательных знаков. А без этого путешествия он не мог. Это было его самосознание, его идентификацией личности. Это было его рефлексией, то есть способностью возвращаться к началу, что и является сутью всякого сознания, доверяющего логике.



Потребность в воспоминаниях в связи с загробными путешествиями имела настолько актуальное значение, что их уже невозможно было ожидать как действительное событие, их надо было изобретать. Именно к тем векам, векам позднего средневековья или раннего Возрождения и относится открытие античности. Нет никаких материальных свидетельств, что Платон и Аристотель, Гомер и Эвклид творили в Древней Греции. Все, что мы знаем об этих древних греках - выкопано из земли монахами средневековья. Понятное дело, что тогда к археологии относились без такого трепета, как сейчас. Выкопанные из земли бесценные манускрипты были тщательно переписаны и немедленно зачем-то уничтожены. Поэтому Древнюю Грецию и Древний Рим мы сейчас можем видеть только в трансляции средневековых монахов. Зато потусторонний мир сразу перестал быть эмоциональной пустыней. Он обрел реальных героев: и Платона, и Вергилия, Гомера и Герострата.

Важно даже не то, что было на самом деле, важно, что производство воспоминаний было очень востребованной в те времена продукцией. Более того, придумывание истории носило, как всегда, не очень официозный характер. То есть придумывалось не всегда то, что хотела власть и церковь. Ни один книжный человек, а в то время в основном эго были монахи, не мог бы подписаться, к примеру, под сочинениями Аристотеля. Они были настолько крамольными, что их автор легко мог быть сожженным на костре. А так что возьмешь с монаха-кладоискателя?! Ну откопал он в земле измышления какого-то Аристотеля или Платона. Мало ли чего там писали древние греки! Мы с ними не согласны, но они так пишут. Генерация воспоминаний в средневековом мире была, так думается, первым проявлением оппозиционного сознания.

Потом Возрождение поднимет на щит идею оппозиционности сознания. Оно сделает воспоминания своей идеологией. Даже дух последующего Просвещения заключался в том, чтобы знать воспоминания. Идея возвышенности воспоминаний дожила до наших дней в форме классики. Кухня средневековья как раз и была тем местом, нулевой точкой отсчета, откуда отправлялись средневековые люди в свои путешествия и куда возвращались снова, чтобы поделиться с другими своими впечатлениями от прочувствованного. Кухня была местом, где более-менее свободно можно было обмениваться информацией.

Добавить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent