Застольные беседы.


Разлом кухни, то есть ее выделение из общего пространства происходил, думается, по линии приготовления и потребления еды. Некоторые исследователи полагают, что стены в интерьере появились прежде всего за тем, чтобы отделить кухню от спальни-гостиной. Формально это так. Но, учитывая тот факт, что при кухне всегда оставался обеденный стол для повседневной еды, мы можем сказать, что возникновение зонирования в доме прошло все-таки по линии разлома кухни повседневной и кухни праздничной.



На повседневной кухне процесс приготовления и потребления еды продолжал оставаться единым процессом. Что же касается кухни праздничной, где именно и прощупывался пульс любого праздника, которому еще монахи средневековья придавали непрофанное, сакральное значение, то тут вступает в силу закон таинства приготовления - закон, которому неумолимо следовало средневековое сознание. Не имея возможности объяснить происхождение чудодейственности различных явлений, в том числе и таких как праздники, средневековый человек, готовясь к встречи с ними, отступал от канонов публичности и прибегал к личной сокрытости, как личному причастию к таинству. Вспомните секретность средневековых алхимических лабораторий. Средневековая кухня тоже стала отделяться от жилого пространства, как некая алхимическая лаборатория, где происходило таинство приготовления к празднику. Естественно, отделяясь, выделяясь, кухня притянула к себе сундуки и ящики с продуктовыми припасами и посудой для праздника. Потому что без этих закромов выделение кухни из общего интерьерного пространства, как особой зоны, теряло всякий смысл. Так и появилась кухонная мебель. Но более важным в своих последствиях оказалось действо, которое стало разыгрываться на кухне всякий раз во время приготовления к празднику. Помимо того, что это действо носило характер скрытности и таинственности, вдали от посторонних глаз вырабатывалась особая последовательность обязательных действий, которые и приводили к желаемому результату. Потом эту повторяемость действий назовут технологией, и у людей, знакомых с этой технологией, начнет формироваться профессиональный навык. Хотя профессионализм - это понятие уже других эпох. На средневековой кухне он всего лишь зарождался.



При всех явлениях кухонной мебели в наши дни мы непременно начинаем разговор о ней с красоты, обычно замаскированной под стиль. И действительно, мебель сначала должна понравиться, и только потом возникает смысл говорить о ее функциональных достоинствах, удобстве поверхностей и шкафов. Это как в отношениях между мужчиной и женщиной. Сначала нужно понравиться, испытать симпатию друг к другу, полюбить, и только потом начинаешь обращать внимание на достоинства и недостатки понравившегося человека. В противном случае ни то ни другое не имеет для вас абсолютно никакого значения. Поэтому в представлении современной кухни важен сам зрительный образ, важно восприятие этого образа. Причем образ значительно важнее функциональных возможностей кухонной фурнитуры, способной открывать и закрывать дверцы фасадов в одно касание. Возможности фурнитуры просто должны усилить желания обладания, но отнюдь не воссоздать его с нуля.

Значимость первого впечатления от знакомства с кухонной мебелью усиливается и по мере того, как кухня расширяется, объединяясь с гостиной, столовой, прихожей и даже спальней. Происходит процесс, обратный средневековому. Если шестьсот-семьсот лет назад мебель возникала как скрытое и специфическое место хранения праздничных запасов, в момент торжества супермаркетов в ней уже нет такой жизненной необходимости. Тем более что на объединенных кухнях запасы более-менее равномерно растекаются по всему помещению. Поэтому сегодня мебель достаточно быстро и необратимо теряет свою функциональность, а значит и прежнее предназначение. Свидетельство тому - острое переживание кризиса мебельным рынком. И это понятно, если в предмете нет острой функциональной необходимости, можно отложить его покупку и на потом.



Мебель вообще и кухонная в частности, конечно же, отчаянно борется за свою нужность потребителям. Отсюда невиданный всплеск индивидуальных подходов. Как сетуют производители, сегодня они практически не производят двух одинаковых кухонь. В каждой приобретаемой кухне обязательно присутствует что-то особенное, свое. В одинаковой мере кухонной мебели сегодня присущи две прямо противоположные тенденции: как дизайнерские излишества в виде формального украшательства, делающие кухню филиалом королевского дворца, так и функциональный минимализм, когда мебель существует только для того, чтобы прикрывать бытовую технику в нерабочем состоянии.

Поиск продолжается. Может быть, потому и любопытна для нас сейчас повседневность средневековья, потому что мы должны научиться действовать, как они, люди средних веков, правда, наоборот, естественно, в плане организации своей кухни? Да и кто может сказать, что он живет сейчас в иные времена, а не посредине времени, среди веков?! Кроме того, несмотря на современное обилие источников информации, мы все- таки продолжаем нуждаться в большой открытой кухне, как месте и способе передачи наиболее ценной информации. Вперед, к кухне средневековья!

Добавить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent