Указания по контрольным испытаниям типовых конструкций.




Помимо контроля качества исходных материалов и пооперационного контроля в процессе изготовления, обязателен контроль качества готовых железобетонных конструкций. Контроль включает оценку прочности, жесткости и трещиностойко- стн — показателен качества железобетонных конструкций, обеспечивающих их надежность.

Контроль осуществляется нагружением образцов конструкций до контролируемого предельного состояния (прочности, жесткости, трещнностойкостн) илн иераз- рушающимн методами.

Способ нонтроля устанавливает проектная организация. При этом дли конструкций массового изготовления (плоских, ребристых и многопустотных плит перекрытий и покрытий, плит аэродромных и дорожных покрытий, балок н ригелей н т. п.), а также конструкций, испытание которых нагружением затруднено (колонн, стеновых панелей, элементов сборно-монолитных конструкций и т. п.),, рекомендуется использовать неразрушающие методы. Для некоторых видов конструкций (ианример, плит перекрытий н покрытий, ригелей н т. п.) в рабочих чертежах могут быть рекомендованы два способа приемочного контроля: нагружением н неразрушающими методами. Для предварительно напряженных конструкций неразрушающие методы могут быть использованы при пролете до 9 м.

Во всех типовых чертежах должны быть указаны данные, необходимые для приемочного контроля.

При приемочном контроле путем испытания нагружением указывается: а) число нздеднй, испытываемых нз каждой пар- партии, схемы приложения нагрузок и

новремениого воздействия агрессивной среды, физических и механических нагрузок.

Для антикоррозионных защитных облицовок применяются следующие основные группы материалов и изделий: изделия из природных каменных материалов, изделия нз стекла н шлаков, каменное лнтье, кислотоупорная керамика, изделия на основе полимеров, изделия из полимербетонов и бетонов на растворимом стекле н др.

Полимербетоны н бетоны на растворимом стекле могут применяться также в качестве самостоятельного конструкционного материала.

Прн контроле иеразрушающнмн методами указывается: а) перечень единичных показателей качества, подлежащих контролю, нх номинальные значения и допускаемые отклонения, методы контроля;

б) число контролируемых конструкций, план контроля (выборочный илн сплошной) н увязанное с принятым планом контроля размещение участков, в которых контролируются прочность бетона илн размещение арматуры в готовом изделии;

в) данные о характере и ширине раскрытия допускаемых прн изготовлении трещин.

Количество изделий, испытываемых нагружением, схемы приложения нагрузок и схемы опнрання изделий

Перед началом массового производства н в дальнейшем (прн изменении технологии изготовления или конструкции изделий) должно быть испытано не меньше двух образцов конструкций из партии. В процессе массового производства испытывается обычно не меньше 1% изделий от партии, но не менее двух, если в партии менее 200 изделий. Если количество изготовляемых в сутки конструкций превышает 100 шт., можно испытывать от 0,2 до 1% изделий от партии. Размер партия устанавливает проектная организация.

Контрольные испытания конструкций проводятся сосредоточенными или равномерно распределенными грузами. Если конструкция проектируется на воздействие сосредоточенных нагрузок, то н испытание должно проводиться сосредоточенными грузами, приложенными в тех же участках, что и нагрузки, на которые она рассчитывается. Если конструкция проектируется на воздействие равномерно распределенной нагрузки, то испытание может производиться как равномерно распределенной, так н сосредоточенной нагрузкой. При этом точки приложения сосредоточенных сил и расстояние между ними назначаются таким образом, чтобы огибающая эпюра изгибающих моментов и поперечных сил в мак- скмальной степени были приближены к соответствующим огибающим эпюрам, которыми пользовались при проектировании конструкций.

При разработке схем контрольных испытаний следует стремнтьси к тому, чтобы испытание проводилось по одной схеме. Так как расчет конструкций ведется на различные комбинации внешних воздействий, испытательны^ нагрузки, г. е. нагрузка, вызывающие расчетные ндн нормативные усилия в частях и элементах конструкций, как правило, не соответствуют по величине эксплуатационным. Если при одной схеме контрольного испытания окажется невозможным обеспечить проверку испытаний расчетное сочетание усилий в основных частях, элементах и узлах конструкций. Так, например, при испытании однопролетных разрезных балок н плит необходимо создать расчетные значения момента в середине пролета и поперечной силы у опоры, при испытании стержневых конструкций (например, ферм)—в поясах н наиболее загруженных элементах решетки.

В ряде случаев расчетные значения усилий возникают неодновременно в отдельных частях или элементах конструкций. Например, расчетное значение поперечной силы в подкрановых балках не может возникнуть одновременно с расчетными значенинми изгибающего момента; все элементы решетки ферм могут проверяться иа растяжение, однако растягивающие усилия не могут возникнуть во всех элементах одновременно. Стремление создать одновременно во всех частях и элементах расчетные сочетания усилий может поставить конструкцию при ее испытании в слишком тяжелые условия. В этом случае можно отказаться от проверки слабо нагруженных частей н элементов конструкций или назначить схемы испытаний таким образом, чтобы обеспечить последовательную проверку основных частей н элементов конструкции всех основных частей нлв элементе« конструкций, допускается несколько схем, обеспечивающих последовательную проверку основных элементов н частей конструкций. В качестве примера в табл, 1 приведены схемы контрольного испытания стропильных ферм пролетом 18 и 24 м. Для этих схем последовательность испытания должна быть следующей:

а) по схеме 1—до контрольной нагрузки по образованию или раскрытию трещин в нижнем поясе;

б) по схеме 2 — сначала до контроль-, ной нагрузки по ширине раскрытия трещин в наиболее нагруженных растянутых раскосах, а затем до контрольной нагрузки по прочности (140% расчетной);

в) вновь по схеме 1 до разрушении для проверки прочности верхнего я нижнего пояса, а также опорных узлов.

Конструкции, как правило, должны испытываться в том положении, в котором они будут работать в составе сооружения. Конструкции, работающие по балочной схеме, можно испытывать в положении «плашмя» силами, направленными горизонтально. Допускается испытание конструкций и в перевернутом положении силами, направленными снизу вверх.

Опнранне конструкций при контрольных испытаниях должно обеспечивать принятую прн проектировании расчетную схему. При испытании конструкций, рассчитанных как свободно опертые одиопролет- иые балки, одна опора должна обеспечивать свободный поворот конструкции, а вторая —поворот н горизонтальное смещение.

Возможные схемы опирання свободно опертых конструкций приведены в этом случае1.

Прн испытании плит, работающих в двух направлениях, должна обеспечиваться возможность нх свободного поворота и горизонтальных перемещений. Схема устройства опор при испытании плит, опертых по углам н по четырем сторонам, приведена :йа рис. 2.

Во всех случаях расстоянии между центрами опор должны быть равны расчетному пролету испытываемой кйнструк- цин. При испытании конструкция должна опираться на стальные пластины, длина которых принимается равной площадке опирання, а толщина — не менее 7в ее длины. Опнрание конструкций осуществляется через слои цементного раствора.

В тех случаях, когда при проектировании сборных железобетонных конструк-

ций учитывается взаимное влияние отдельных конструктивных элементов прн работе их в составе зданий и сооружений, схемы приложения нагрузок нлн условия опирання конструкции должны обеспечивать воспроизведение при испытаниях усилий, возникающих за счет совместной работы.

Могут предусматриваться и дополнительные закрепления конструкций при испытании, обеспечивающие реализацию этого влияния прн контрольных испытаниях. Например, при испытании ребристых плит шириной более 1,5 м опоры плит связыва- 1

ются в поперечном направлении (рнс. 3), что имитирует их закрепление на тех конструкциях, иа которые онн опираются.

Для предварительно напряженных конструкций 2-к н Зй категорий трещино- стойкости контрольная нагрузка при нспы- танни конструкции на сотый день после изготовления также принимается равной нагрузке, которая при данной схеме испытания вызывает те же усилия, что н нагрузка, при которой вычислялись прогибы конструкции. При испытании конструкций в более раннем возрасте контрольные нагрузки для этях конструкций должны быть увеличены с учетом неполного проявления потерь от ползучести н усадки. Значения контрольных нагрузок могут быть получены прн Умножении контрольной нагрузки на сотый день испытания на коэффициент К, вычисляемый по формуле.

Добавить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent